Чем уникальны записи Владимира Высоцкого с ансамблем «Мелодия»

Владимир Высоцкий, песни которого мгновенно расходились по СССР в перезаписях на магнитных лентах, долгие годы мечтал выпустить пластинку на родине. Судьба распорядилась иначе: сперва у барда, любимого советским народом с конца 60-х, вышли долгоиграющие альбомы во Франции и Канаде, и только потом, в третью очередь, в СССР — на «Мелодии». Причем между записью дисков и их появлением на свет прошло несколько лет ожидания, которое было для Высоцкого очень мучительным.

Первая запись Высоцкого: сказка «Алиса в Стране чудес»
Владимир Высоцкий впервые появился в стенах англиканского собора на улице Станкевича (сейчас — Вознесенский переулок), который занимала Всесоюзная студия грамзаписи фирмы «Мелодия», в 1974 г. Актера и барда пригласили стать автором песен к инсценировке детской сказки «Алиса в Стране чудес», которую предпринял его педагог, режиссер Олег Герасимов. В апогей эпохи застоя в Советском Союзе малейшее движение воздуха в общественной жизни казалось шквальным ветром. Появление в студии «Мелодии» громкоголосого певца, исполняющего песни, в которых усматривали иронический подтекст и сатирическую иносказательность, выглядело как провокация. Редакторы «Мелодии» с большим трудом протащили Владимира Высоцкого в «Алису». Более того, ему самому пришлось спеть свои песни для детской инсценировки — они, написанные под одного единственного исполнителя, просто не ложились на ровные голоса профессиональных певцов. «Мы антиподы, мы здесь живем. У нас здесь анти-анти-а-координаты» — рвал аорту Владимир Высоцкий под сводами собора-студии, и сотрудники «Мелодии» многозначительно переглядывались, считывая в детских песенках намеки на абсурдность жизни в брежневском Союзе. Именно из-за песен Высоцкого «Алиса в Стране чудес», записывавшаяся три года, чуть не была положена на полку худсоветом, но все же чудом вышла и помогла официально непризнанному актеру-певцу преодолеть еще несколько барьеров советской системы.

Во время работы над «Алисой» Высоцкому разрешили запись двух полнометражных авторских пластинок — собственной и совместной с его возлюбленной и женой Мариной Влади. Говорят, что благословение было получено благодаря тому, что Влади, актриса с мировой известностью, была членом Французской компартии и волею случая попала на групповое фото французских коммунистов с Леонидом Брежневым. Для появления на «Мелодии» редакторы отобрали самые «безобидные» песни неудобного барда — о войне и о любви, романтические и юмористические песни-новеллы. «Мы поем под оркестр, все очень красиво и без тени провокаций» — так вспоминала работу над пластинками Марина Влади в своей книге «Владимир, или Прерванный полет».

Ансамбль «Мелодия» — лучшие московский джазмены
Оркестром, которому выпало перевести адреналиновые рифмы и аккорды Высоцкого на язык эстрадных аранжировок, стал «Мелодия» — штатный ансамбль фирмы грамзаписи, собранный в 1973 г. из лучших московских джазменов. В «Мелодии» играли виртуозные музыканты, прошедшие школу биг-бэндов Олега Лундстрема и Вадима Людвиковского, — ансамблем руководили саксофонист Георгий Гаранян и трубач Владимир Чижик. Инструментальный состав «Мелодии» в точности совпадал с модной тогда американской джаз-роковой группой Blood, Sweat & Tears. Музыканты «Мелодии» тяготели к современному джазу и актуальным стилям, что проявлялось в собственных пластинках ансамбля, однако их повседневная работа была рутинной — аккомпанировать советским эстрадным певцам и певицам, по плану записывавшимся на фирме «Мелодия». Шестеро из девяти участников ансамбля были не только музыкантами, но и композиторами: они сами писали аранжировки для исполняемого материала, безупречно разыгрывая сильные стороны своего коллектива.

Ансамбль «Мелодия» в студии звукозаписи
«Ребята, ничего у нас так не получится. У вас нет моего нерва»: Как Высоцкий работал с музыкантами
«У Высоцкого работа происходила через личный контакт», — вспоминает студийную работу с бардом пианист «Мелодии» Борис Фрумкин, сейчас руководящий Оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Например, Высоцкий часто приглашал Фрумкина, который стал аранжировщиком совместного альбома с Мариной Влади, к ним домой — просто в гости, а Марина даже привозила ему из Франции виниловые диски, тогда ценившиеся в Союзе почти на вес золота. С саксофонистом «Мелодии» Алексеем Зубовым, аранжировавшим собственный альбом Высоцкого, обаятельный актер крепко сдружился. Говорят, именно он посоветовал Зубову поскорее эмигрировать из Советского Союза, что тот вскоре и сделал. По настоянию Высоцкого, его альбом писали не по тогдашнему стандарту последовательных наложений, а в манере 1930-1950-х, когда певцы пели на сессии звукозаписи вместе с оркестром. Услышав фонограммы, заранее подготовленные ансамблем «Мелодия», Высоцкий сказал: «Ребята, ничего у нас так не получится. У вас нет моего нерва. Надо писать вместе — чтобы вы слышали меня, а я слышал вас». Певцу сделали в зале студии заглушенную выгородку, за которой он пел, и музыканты «Мелодии» аккомпанировали ему, напитываясь энергетикой его голоса в наушниках. «Это было труднее обычной записи. Потому что мы привыкли слушать друг друга, чтобы играть четко и аккуратно, — вспоминает Борис Фрумкин, — В таком варианте внимание распыляется на яркого солиста. Но в этом был смысл, потому что мы были более энергичны в своем исполнении».

Чем уникальная запись
Записи Высоцкого с ансамблем «Мелодия» уникальны атмосферой посиделки хороших друзей, у которых есть поводы и остро пошутить, и взрывно посмеяться, и, нахмурившись, помолчать о чем-то важном. Поначалу кажется, что перед нами разыгрывается спектакль одного актера: большую часть пространства записи занимает Тот Самый Голос, а ансамбль «Мелодия» лишь аккуратно расставляет для него минимальные декорации ритма и мелодии. Однако, вслушиваясь, понимаешь, что на самом деле перед нами идет очень тонкая командная игра. В юмористических песнях аккомпанемент ансамбля полон игривости и музыкальных шуток — особенно выделяется фортепиано Бориса Фрумкина, который, по собственным словам, «для Высоцкого веселился изо всех сил». Вслушайтесь, как он ветром гуляет по клавиатуре рояля в «Москве-Одессе». В экзистенциальных «песнях беспокойства» (это определение самого Высоцкого), где актер, певец и сочинитель дотла сгорает в эмоциональном накале, ансамбль, не привлекает к себе лишнего внимания, лишь четко держит ускоренный темп, в котором Высоцкий и пел, и играл, и жил. В «Конях привередливых», одной из главных песен в наследии и судьбе Высоцкого, этот накал достигает максимума, и оттого кажется, что голос певца, закончившего последний припев, пропадает с записи внезапно, словно самоуничтожается на наших глазах, а резвая ритм-секция «Мелодии» еще какое-то время чинно скачет без седока.

Владимир Высоцкий в Красноярске. 1968
Вообще-то песням Высоцкого не подходит никакой другой аккомпанемент, кроме своенравной гитары певца, обнажающей их суть и нерв. Попытки добавить к ним любой другой звуковой элемент кажутся надуманным украшательством, сокрытием смысла. При прослушивании записей Владимира Высоцкого с ансамблем «Мелодия» этот диссонанс особенно заметен, потому что трагизм, который присущ всем песням Высоцкого, даже самым шутейным, здесь замаскирован жизнелюбивым звучанием эстрадного оркестра. На самом деле, кажущийся «веселеньким» оркестровый фон с фанфаронистой медью и стыдливыми струнными, делает отчаянное послание поэта, исступленно кричащего «Нет, ребята, все не так», убийственно-безнадежным. По всем волнам отправлен призыв «Спасите наши души!», но, судя по всему, тонущим ждать спасения неоткуда.

Автор: Денис Бояринов

https://zen.yandex.ru/media/firmamelodiya/chem-unikalny-zapisi-vladimira-vysockogo-s-ansamblem-melodiia-6278d0d7fabf4557919f012c?&
  • +8
  • 1
  • 83
  • 5 июня 2022, 18:59

Дневник Алекс Табашник

Комментарии

Очень интересно. Спасибо
Спасибо!
Наверх

Оставить комментарий

Рубрикатор рецептов

Опрос
Какие проекты группы МедиаФорт (кроме povarenok.ru) вы посещаете?


Уже 541 ответ Ответить

Поиск по сайту

Наши рассылки